Российский рынок речевых IT-технологий вырастет до $120 млн

В 2021 году рынок речевого ИИ вырастет на 81%, до $80 млн, без учета госзаказчиков, а с их учетом на 58%, до $120 млн, указано в исследовании Just AI.

Компания изучила коммерческий сегмент этого рынка. Исследование составлено на основе интервью с участниками рынка, анализа тендеров и бухгалтерской отчетности компаний. Аналитики делят его на шесть сегментов: речевые технологии, речевая аналитика, исходящие коммуникации (звонки), конструкторы ботов и сценариев, NLP (Natural Language Processing, обработка естественного языка), а также группа «ассистенты, навыки, прочее», причем два последних сегмента до 2025 года покажут наиболее существенный рост.

В качестве самостоятельного сегмента также выделены решения для госзаказчиков, которые являются самым крупным потребителем разговорного ИИ.

В их сегменте лидирует группа ЦРТ (принадлежит Сбербанку) — более 80% ее выручки, оцениваемой в 1 млрд руб. в год, ей приносят госконтракты, говорится в исследовании.

null

К другим крупнейшим игрокам рынка в Just AI относят себя с годовой выручкой в 500 млн руб., далее идут компании с доходом свыше 200 млн руб.— Yandex.Cloud (речевые технологии), 3iTech (решения для госсектора, речевые технологии и платформы речевой аналитики) и «АТС Аэро». В группе компаний с годовой выручкой более 100 млн руб. аналитики отметили «Наносемантику» (NLP/NLU/DM-платформы), Neuro.net и Zvonobot (исходящие телефонные коммуникации). В целом на рынке представлено более 100 компаний, включая небольшие стартапы.

Вопреки выводам Just AI, в структуре выручки ЦРТ от проектов в области разговорного ИИ преобладают сделки для коммерческого сегмента, возражает гендиректор ЦРТ Дмитрий Дырмовский.

Он согласен с текущими оценками рынка, но прогнозируемые темпы его роста могут оказаться на 15% ниже, предупреждает господин Дырмовский. Среди крупных госзаказчиков таких сервисов он указал на МФЦ, которые стремятся оптимизировать коммуникации с клиентами.

Среди коммерческих заказчиков такие продукты наиболее интересны ритейлерам, банкам, телеком-компаниям и компаниям сферы e-commerce, говорят опрошенные эксперты. Разговорный ИИ уверенно продолжает вытеснять традиционный человеческий ресурс из колл-центров, и это будет основным драйвером рынка в сегменте B2B, отмечает исполнительный директор технологической практики PwC в России Артем Семенихин. «На восходящем тренде находятся продажи B2C-устройств типа умных колонок, поэтому в течение нескольких лет мы увидим существенный рост рынка в сегменте «ассистенты»»,— добавляет он. Рост рынка также обеспечит увеличение объемов данных для обработки и появление новых средств работы с ними, прогнозирует руководитель направления Industry X Accenture в России Антон Епишев.

Технологии разговорного ИИ развивают многие небольшие компании, указано в исследовании. Крупным игрокам уже неинтересно консолидировать мелких, а у последних мало уникальных технологий, поэтому для них могут быть актуальны «интересные партнерства» между собой, считает директор технологической практики КПМГ в России и СНГ Николай Мокрецов. Технологии голосовых роботов сегодня настолько востребованы, что места на этом рынке хватит как крупным компаниям, так и маленьким, оптимистичен менеджер по развитию решений для контактных центров ИТ-компании КРОК Дмитрий Песоцкий.

ФНС потратится на IT-недоработки

Федеральная налоговая служба (ФНС) вложит более 2,3 млрд руб. в сопровождение, модификацию и устранение недоработок в собственных информационных системах, такой тендер налоговая объявила 6 августа. Исполнителя выберут к 30 августа, работы нужно выполнить к 30 сентября 2022 года.

Помимо поддержания IT-систем ФНС в рабочем состоянии, администрирования и наполнения сайта ведомства, подрядчик должен подготовить предложения по развитию IT-инфраструктуры ФНС с учетом перехода на преимущественное использование отечественных решений. На мероприятия по импортозамещению ведомство планирует потратить 3 млн руб., на развитие сайта ФНС — 125,8 млн руб., на виртуального помощника налогоплательщика (чат-бота) — 5,8 млн руб. В рамках закупки планируется также запуск сервиса сбора клиентской телеметрии.

Он не подразумевает сбора данных и анализа действий налогоплательщиков: данные будут использованы для обеспечения информационной безопасности ФНС и совершенствования технологических процессов службы, пояснили в ведомстве. Закупки по сопровождению IT-систем ФНС проводит каждый год. В 2020 году налоговая потратила на это 3 млрд руб., в 2019 году — 953,6 млн руб., в 2018-м — 1,7 млрд руб., следует из информации на портале госзакупок.

Источник: kommersant.ru




(Visited 2 times, 1 visits today)